За последние 11 месяцев из тюрьмы Овадан-депе было отдано 4 тела. Обстоятельства и время смерти никто не разглашает. Первый вопрос, который напрашивается по этому поводу, это почему за столько лет правоохранительная система Туркменистана не позволила ни одной передачи для заключённых и родственники не имели ни одного свидания с ними? Что скрывают власти Туркменистана от тех, кто уже был наказан на столько лет? Если этих людей нет, то кто несет ответственность за их мучительную смерть?
Ответ, который напрашивается сам собой, конечно неутешителен, но тем не менее он такой – потому что этих людей уже наверняка нет в живых. Как это не ужасно для родных и близких тех, кто до сих пор ждет и надеется встретить своих близких, скорее всего их уже давно нет. Условия содержания в концлагере под названием Овадан-депе таковы, что в живых там остаться просто невозможно. Заключенных не кормят, над ними издеваются. Гигиена практически отсутствует. Все направлено на то, чтобы человек превратился в животное. Как при Гитлере! В нацистских концлагерях тоже отсутствовали имена, там были номера. Ниязов, а затем Бердымухамедов, позаимствовали практику нацистов в истреблении народа. Есть достоверные свидетельства того, как обращаются с заключенными в этом концлагере и что с ними происходило за 5 месяцев пребывания там. Что же тогда говорить о пребывании в подобном месте более долгое время?
Так, что же стало с теми, кто умер в застенках Овадан-депе и когда это фактически произошло? Ведь не случайно, при выдаче тел с родственников берут обязательство не проводить экспертизу и не показывать тела умерших.
На момент ареста первых узников Овадан-депе Г.Бердымухамедов был министром здравоохранения, и ему предоставлялась статистика состояния здоровья и смертности заключенных в лагерях. Информация по концлагерю Овадан-депе, какая бы она не была секретная, ему предоставлялась не только как министру здравоохранения, но и как вице-премьеру, курирующему эту отрасль. Поэтому его ответ на вопрос Питера Залмаева о судьбе заключенных в Овадан-депе был откровенной ложью, с целью ввести в заблуждение международное общественное мнение.
Из неофициальных источников стало известно о том, что при Овадан-депе есть морг, в котором и хранятся тела некоторых умерших в этих застенках. Эти тела и отдают впоследствии родственникам с определенной периодичностью. Родственники, которым отдают тела, гарантированно не будут устанавливать фактическое время смерти, не говоря уже о реальной причине смерти. Ведь в отношении пропавших без вести заключенных могли быть применены любые формы насилия и пыток, следы которых остались на телах.
О смерти многих руководителей, в частности Еллы Агаева, говорили еще в 2007 году, а тело его было выдано только в 2016г. Слухи о смерти Х.Какаева, М.Назаров, С.Кандымов, Б.Сарджаев и многих других распространились в Туркменистане с 2003 года. О смерти Батыра Бердыева, Гуванча Джумаева, его сына и отца говорили еще в 2003-2004году. На момент ареста отцу Гуванча Джумаева было за 70 лет. Сложно представить, что больной и старый человек мог бы выдержать 15 лет концлагеря. А если представить что сам Гуванч и его сын еще живы, то почему до сих пор не выдали тело его отца и где оно? Их тел родственникам так и не отдали. Возможно, сами тела были просто уничтожены?
Именно поэтому, несмотря на призывы международных организаций, туркменские власти не могут ни показать живыми людей, пропавших без вести, ни предъявить их тела.