>
Turkmenyurttv

Архипелаг Туркменистан — политические заключенные исчезают без следа

Автор: turkmenyurt

Дата: 21 Апр 2017

Тысячи политических заключенных, преследования, пытки и страх. — Если попадают за решетку, то исчезают. Никто не знает, где вы находитесь и что происходит с вами. Вы абсолютно беспомощны, с вами могут сделать все что угодно, — говорит Гельды Кяризов, бывший узник туркменского ГУЛАГа.

«В последний раз я видела мужа 30 декабря 2002 года. В тоже же день, в своем телеобращении, он признался в сговоре против лидера и заявил что оппозиция непутевая, а президент был послан небесами», — говорит Татьяна Шихмурадова, жена бывшего министра иностранных дел Туркменистана Бориса Шихмурадова.

Лидер действующего в подполье Народного Демократического движения, был арестован 25 декабря 2002 года. Он был обвинен в организации убийства тогдашнего президента Сапармурата Ниязова, чей автомобиль был якобы обстрелян 25 ноября 2002 года. В покушении власти обвинили оппозицию. Шихмурадов в то время скрывался, но решил вернуться. В своем заявлении, написанном до ареста, он объяснил этот шаг беспокойством по поводу безопасности родственников, которых арестовывали в массовом порядке. Он утверждал, что нападение было провокацией спецслужб, направленное на оправдание репрессий. Через пять дней нахождения в тюрьме, бывший министр изменил свое мнение и признал себя виновным.

«Мы… преступная группировка… В нас нет ничего человеческого. Будучи в России, мы вербовали наемников, принимали наркотики», — сказал невнятным голосом, отекший Шихмурадов.

Власть организовала массовые митинги, где туркмены требовали смертной казни. Одновременно арестовывались фактические или предполагаемые сторонники Шихмурадова. По оценкам было арестовано более 100 человек. Все они были осуждены за попытку свергнуть президента. Шихмурадову дали пожизненный срок заключения. Что с ним случилось после этого неизвестно, он исчез. Нет никакой официальной информации о нем. В 2007 году, во время визита в США, приемник Ниязова Гурбангулы Бердымухамедов заявил о том, что Шихмурадов жив.

Туркменский рай – ад для туркмен

Туркменистан, бывшая советская республика, расположенная в Центральной Азии, где  с населением 5 миллионов человек, имеющая репутацию одной из самых закрытых республик в мире. Журналистам западных СМИ  въезд в Туркменистан запрещен, а местных независимых СМИ не существует. А за теми туристами, которые приезжают в страну следят сотрудники спецслужб. Именно поэтому мировое общественное мнение ориентируется только на сведения, полученные от государственных СМИ, которые представляют Туркменистан страной, где текут молочные реки и медовые берега. В городах построены современные здания на широких улицах, а на огромных площадях проходят массовые митинги в поддержку правительства. Туркмены рассказывают, о том, как они счастливо живут под руководством своих лидеров. Доказательством этому являются золотые статуи, изображающие президента Гурбангулы Бердымухамедова на лошадях, в центре Ашхабада. На площадях всех городов размещены его портреты. В честь президента слагают стихи и песни. На встречах с главой государства ему  подобострастно кланяются даже самые высокие чиновники. Подобный культ личности правителя здесь никого не удивляет. За последние десятки лет Туркменистаном последовательно правят тираны.

— Целые поколения выросли в стране управляемой диктаторами. В Советское время это были коммунисты, теперь это выходцы из местного населения Туркменистана – говорит туркменский журналист в изгнании портала ХТ, Фарид Тухбатулин.

Люди знают, что любое проявление недовольства или неуважение к власти означает арест и исчезновение в застенках тюрьмы.

— Туркменистаном управляет страх – говорит Тухбатулин.

Гулаг – Овадан-депе

— Когда я был в тюрьме в Овадан-депе, охранник сказал: «Теперь только Аллах может помочь», — говорит Гельды Кяризов, бывший министр коневодства и бывший узник одной из самых закрытых тюрем мира.

Овадан-депе (в переводе с туркменского живописный холм) – тюрьма, построенная в 2002 году в Кара-Кумах, и предназначенная для особо опасных заключенных. По неофициальной информации, здесь находился в заключении Борис Шихмурадова и другие известные политические заключенные. 66 летний Гельды Кяризов провел там 5 месяцев.

— Там нет имен, только номера. Там холодно зимой и жарко летом. Человек не видит неба, не знает какой сегодня день, не получает никаких известий, как будто похоронен заживо, — говорит Кяризов.

Заключенные сидят в маленьких камерах, а охранники известны своей жестокостью.

— Для них мы не были людьми. Только «враги народа». Под любым предлогом заключенного могли избить и лишить пищи. Я все время чувствовал голод, — вспоминает Кяризов.

Гельды Кяризов является всемирно известным туркменским коннозаводчиком. Президент Ниязов Сапармурат оценил его и назначил министром. Тем не менее, в 2002 году, во время чисток его обвинили в предполагаемом мошенничестве.

— Следствие это ужас. В моей камере пытали человека, из-за чего у него шла кровь из ушей, — вспоминает Кяризов.

Бывший министр был приговорен к 6 годам лишения свободы. В 2006 году его неожиданно перевели в печально известную тюрьму Овадан-депе. После смерти Ниязова в декабре 2006 года, его перевели обратно в обычную тюрьму. В 2007 году президент Бердымухамедов помиловал его, а в 2015 году ему с семьей было разрешено покинуть страну.

Покажите их живыми

Точное количество туркменских политзаключенных неизвестно

— Нам удалось создать список из 88 имен. Но это конечно капля в море. В тюрьмах исчезают десятки тысяч людей, и никто не знает какова их судьба, — говорит Ольга Захарова, глава российской организации  Freedom Files.

Наряду со многими другими организациями в области защиты прав человека и туркменскими семьями политзаключенных находящихся в изгнании, с сентября 2013 года требуют «Показать их живыми» и призывают власти Туркменистана дать информацию о том, где содержатся политзаключенные. В списке бывшие министры, чиновники, журналисты и активисты. Со дня ареста некоторых из них прошло более 15 лет.

— Во время недавнего визита в Германию, Бердымухамедов пообещал канцлеру Ангеле Меркель, что западные дипломаты смогут посетить политических заключенных. Однако, до настоящего момента, этого не произошло, — говорит Захарова.

— Компания имеет некоторый успех. Власти разрешили покинуть страну Гельды Кяризову, который является единственным заключенным из Овадан-депе заграницей.

— Это случайность. В Туркменистане нарастает кризис на границах с соседними государствами. Это ИГИЛ. Бердымухамедов обратилтся за помощью в Западу,- говорит кяризов. По мнению Кяризова, западные политики поставили условие туркменским властям обратить на призывы  компании «Покажите их живыми». В результате его освободили.

За последние 15 месяцев власти выдали 4 тела семьям заключенных из списка «Покажите их живыми», которые умерли во время отбывания наказания. До недавнего времени их местонахождение и дата смерти были государственной тайной.

Семья Шихмурадовых разбросана по всему миру. Сын Борис живет в Объединенных Арабских Эмиратах, жена в США. Несмотря на это, они каждый день внимательно следят за новостями из Туркменистана, в надежде получить какую-либо информацию о судьбе своего отца и мужа.

— На сегодняшний день ему 68 лет. Еще до ареста у него были проблемы со здоровьем. Несколько раз мы получали информацию о том, что он умер. Были различные даты, но я до сих пор, считаю, что он жив, — говорит Татьяна Шихмурадова.

Перевод Статьи Andrzej Poczobut,

http://wyborcza.pl/7,75399,21397035,archipelag-turkmenistan-wiezniowie-polityczni-znikaja-bez.html?disableRedirects=true

Автор: turkmenyurt

Дата: 21 Апр 2017

Категории: Политика